Роль
информатики в системе образования возрастает с каждым годом, что
обусловлено не только острой необходимостью формирования у
учащихся целостного представления о мире, об общности информационных
основ процессов управления в живой природе, обществе, технике, но и тем
фактом, что для эффективного участия в
производственной и общественной деятельности от современного
специалиста требуется широкий кругозор, умение активно использовать
стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные
технологии. Наряду с этим следует отметить, что интенсификация
информационной деятельности в современном обществе настолько велика, что
даже специалист, владеющий информационными технологиями на
достаточно высоком уровне, не в состоянии справиться с
существующими потоками информации. Из этого вытекает необходимость,
обусловленная поиском путей воспитания разносторонней, творческой
личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в
собственных интересах, так и в интересах общества.
В связи с этим, применяю в работе с учащимися следующие формы обучения:
-
учебно-плановую (включающую фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы - урок);
-
внеплановую (консультации);
-
вспомогательную (группы выравнивания).
Организованный урок с фронтальной формой охватывает работу всего класса по теме. Это урок изучения нового материала
с демонстрационными фрагментами, аудио- и видеовставками, обсуждение объектов в виртуальной лаборатории, музее. Для
урока я использую необходимый
материала на CD, либо на школьном сервере, либо в Интернете. Наличие
в классе проектора и интерактивной доски помогает фронтальной
демонстрации объектов изучения или процессов.
Групповая форма обучения
используется мною для проектной деятельности. Каждая группа работает
над своим заданием в
проекте, в результате чего формируется единое решение по проектному
заданию для всего класса. Группа при этом выполняет весь
запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает,
разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с
внедрением и сопровождением. При таком уроке приходится тщательно
прорабатывать задания для каждой группы и готовить специализированное
дополнительное оборудование, позволяющее ученикам не только
выполнить задание качественно и в единый срок, но и затем объединить
каждый фрагмент решения и получить единый результат. Для каждой
группы возможно использование оборудования различной комплектации:
например, группа сбора информации должна иметь цифровые устройства для
сохранения результатов наблюдения за объектом, процессом,
их ввода в компьютер для дальнейшей обработки. Группы обработки
информации должны иметь специальное программное обеспечение. Группа
обобщения результатов должна использовать презентационное
оборудование. При этом на уроке могут использоваться 1-2 компьютера с
четким расписанием их использования группами. Проекты, предусмотренные
мною многообразны: пособия для дошкольников;
информационные буклеты-памятки, буклеты-справочники; информационные
каталоги; образовательные модели книг, стендов, наглядных пособий;
электронные фотоальбомы разной тематики, слайдовые
мультипликационные сказки и др. Опыт последних нескольких лет
свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика
повышает качество обученности по информатике, формирует
межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной
дисциплины, проект для которой реализовывался.
Также на уроках информатики я широко использую парный метод обучения,
сформированный из-за нехватки
компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя
учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и
взаимоконтроль. Данный выбор мотивирую тем, что для
учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя.
Для людей характерна информационная деятельность, связанная, как правило, с работой в коллективе. Поэтому я
применяю учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы школьников с учебным
материалом.
В то же время при обучении
информатике видно быстрое расслоение детей по степени заинтересованности
и уровню подготовленности. При проведении практических занятий
нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, необходима тщательно разработанная система индивидуальных заданий. Таковых заданий у меня
достаточно. Они сформированы самостоятельно с использованием множества литературных источников издательства «БИНОМ. Лаборатория базовых знаний».
Из опыта работы выделяю следующие формы работы на уроках информатики, как наиболее эффективные:
-
фронтальная беседа;
-
работа за компьютером индивидуально и попарно;
-
демонстрация презентации или работы программы всему классу;
-
обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение
заданий.
Эффективность обучения с помощью
средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов
их использования. Даже с самым совершенным программным
продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор,
пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале
необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной
средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс
обучения в принципе не может быть реализован длительное время без
интеллектуального контакта между учеником и учителем.
Для обеспечения такого контакта выполняю общие методические требования:
-
разъясняю ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной
задачей;
-
возбуждаю интерес ребят, мобилизуя их познавательные усилия и прежде всего их
внимание;
-
обсуждаю с детьми способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их
проверки;
-
восстанавливаю в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для
усвоения нового знания;
-
не устраняюсь от управления познавательным процессом во время работы школьников на
компьютерах.
На практике также мною распространены комбинированные уроки. Такие уроки имеют разнообразную структуру и
обладают рядом достоинств:
-
обеспечивают многократную смену видов деятельности;
-
создают условия для быстрого применения новых знаний;
-
обеспечивают обратную связь и управление педагогическим
процессом;
-
приносят много отметок;
-
реализуют индивидуальный подход в обучении.
В комбинированных уроках информатики можно выделить следующие основные этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и
актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие
внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос и
актуализация ранее изученного материала);
3) объяснение нового материала или
фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и так
далее, сопровождаемая, как правило, компьютерной
презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет
материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные
пособия. В процессе беседы он вводит новые понятия,
организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости
переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками
основных моментов также желательно проверять в форме беседы,
обсуждения;
4) работа за компьютером (клавиатурный тренажер, компьютерный практикум, логические игры и головоломки);
5) подведение итогов урока.
Используя мультимедийный проектор и
демонстрационный экран или интерактивную доску, демонстрирую ученикам
различные учебные элементы содержания курса, ввожу новые
технологические приемы. Разработанные мною обучающие мультимедийные
презентации придают новые краски рассказу, беседе, диалогу, решению
проблемных ситуаций и так далее. Презентации обладают
наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и
мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного
материала. При их систематическом использовании возрастает
(увеличивается) продуктивность обучения. Использую презентации и
без мультимедийного проектора, когда объясняю материал, а дети по
команде производят смену слайдов на своих компьютерах. В
таком случае успех заключается в синхронной, слаженной работе всех
участников. Возможна и полностью самостоятельная работа учеников с
презентацией, но это реально при условии соответствия
сложности темы возможностям детей и обеспеченной должным образом
мотивации учеников, чтобы они понимали, для чего это нужно. Стараюсь
четко ставить вопросы, ответы на которые дети в ходе
просмотра презентации должны найти самостоятельно. После такого
просмотра важно получить эти ответы, проверить степень понимания
материала презентации и при необходимости вернуться к отдельным
слайдам, содержание которых прокомментировать или объяснить. Такая
форма, как самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном
режиме, наиболее удачна при повторении материала, когда
необходимо актуализировать имеющиеся по теме знания. При повторении и
закреплении я прошу детей самим прокомментировать тот или иной слайд,
раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить
взаимосвязи и содержание представленных на слайдах объектов.
Презентацию также использую при устном опросе учеников в начале или в
конце урока.
Фронтальные лабораторные работы и практикумы
обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков школьников в
области использования средств ИКТ. В условиях лабораторной работы
все ученики под моим руководством одновременно работают на своих рабочих
местах с определенным программным средством, имеющим
одно из следующих дидактических назначений:
-
освоение нового материала (например, с помощью обучающей
программы);
-
закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью
программы-тренажера);
-
отработка операционных навыков (например, при работе в среде текстового или
графического редактора);
-
проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей
программы).
Действия школьников могут быть синхронными, например, при выполнении одних и тех же заданий с одинаковыми средствами ИКТ.
В условиях компьютерного урока
управлять деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым
компьютером практически уникальна. Выход для меня состоит в
том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся, «автоформализировать собственный педагогический опыт» в виде обучающих элементов, использовать
имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.
Индивидуальная практическая работа — более сложная форма работы по сравнению с фронтальной лабораторной. Ее
характерные черты:
-
разнотипность заданий по уровню сложности;
-
большая самостоятельность;
-
большая опора на учебник и справочный материал;
-
более сложные вопросы к учителю.
Эта работа может приобретать черты
учебно-исследовательской практики, когда ученики получают от учителя
индивидуальные задания для протяженной самостоятельной
работы (в течение одного-двух или более уроков, включая выполнение
части задания вне уроков, в частности дома). Так, например, ведётся
организованная мною работа по чтению, обработке,
классификации, электронному конспектированию в виде табличного
документа электронных компьютерных журналов, электронных учебников в
Интернете. Ещё такое задание выдаю для отработки знаний и
умений по целому разделу (теме) курса (например, по теме «Защита
информации»).
Учитывая гигиенические требования к
организации работы школьников со средствами ИКТ, стараюсь успевать
следить за тем, чтобы время непрерывной работы не превышало
рекомендуемых норм.
Виды домашней работы
для учащихся также разнообразны: индивидуальная (проверяю знания
конкретного ученика с целью
коррекции имеющихся знаний по конкретной теме) – на карточках, в
электронном файле; групповая (как часть общего классного задания);
творческая (составление докладов, сообщений, макетов слайдов с
разным тематическим сюжетом), дифференцированная, одна на весь
класс.
Организую по мере необходимости консультации учащихся (текущие, тематические, обобщающие), которые проводятся
эпизодически.
Информатика сформировала новый вид
индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Работая один
на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой),
учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает
индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной
темы урока.
Только
такая организация уроков предполагает, по-моему мнению, высокую степень
свободы и творчества учителя. Только так можно сделать
предмет интересным для учащихся. Только так можно достичь требуемых
результатов обучения и воспитания.
|