В современном информационном мире очень трудно
представить себе преподавание информатики без применения на уроке
мультимедийных презентаций, показа видеофильмов.
Одними из основных технических средств для их показа
являются проектор и интерактивная доска. Данные средства связаны с наглядными методами
обучения, а именно с методом демонстрации, который используются совместно с
теорией и практическими заданиями.
Техническим дополнением к проектору и интерактивной
доске служит интерактивная указка, которая используется на уроке как: обычная
указка для акцентирования внимания учащихся; интерактивный способ смены слайдов
(прикосновением к интерактивной доске, а не нажатием клавиши на клавиатуре);
«чудо-перо» для создания надписей на слайде; инструмент перетаскивания
объектов. А программным дополнением к интерактивной доске являются приложения
Microsoft PowerPoint, Microsoft Word и др., программное обеспечение SMART Notebook,
которое позволяет сохранять заметки, написанные на интерактивной доске или на
настольном компьютере.
Можно выделить основные требования при использовании
наглядных методов обучения:
·
выделение
главного, существенного при показе презентации; подготовка пояснений к каждому
слайду, а не «голый» показ новой информации;
·
дозированная
подача учебного материала и в соответствующий момент урока; соответствие
возрасту учащихся;
·
хорошая
видимость информации на экране;
·
нахождение
желаемой информации учащимися в презентации или видеоролике.
Интерактивная доска может использоваться на различных
этапах урока:
1. Объяснение нового материала. Мультимедийная
презентация. На экране поэтапно появляется необходимый материал и
рассматриваются основные вопросы данной темы. Учащиеся записывают новый
материал не под диктовку, а
самостоятельно, конспектируя в нужном для объеме. Видеофильм. Последовательная
смена видеоряда, сопровождаемая звуком, способствует более прочному усвоению
материала, а также развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к
приобретаемым знаниям. Используется, например, при объяснении темы «Графические
редакторы», «Всемирная сеть Internet» и т.д.
2. Закрепление изученного материала. При использовании
на уроке программного обеспечения SMART Notebook можно импортировать
изображения, текст и картинки в файл Notebook. Работа организуется с помощью
возможностей Notebook: перетаскивания, выполнения надписей на заготовленной
заранее странице, вырезания, вставки. Все это может выполняться как учителем во
время демонстрации, так и учащимися при закреплении изученного материала.
Например, заполнение пропусков в таблице, предложениях, составление блок-схем,
разгадывание тематических кроссвордов и т.д.
С помощью интерактивной указки учащиеся у доски самостоятельно работают с
окнами, приложениями, осуществляют запуск программ (например, отработка навыков
при изучении темы «Рабочий стол. Главное меню»).
3. Выполнение практических и самостоятельных работ.
Учитель с помощью интерактивной доски показывает
ход выполнения практического задания, основные приемы получения конечного
результата, организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. А
учащиеся, в свою очередь, могут убедиться в реальности тех процессов и явлений,
о которых узнают от учителя, в истинности полученных сведений, что ведет к
осознанности и прочности знаний у обучающихся.
4. Проверочные работы, зачеты, тестирование.
Интерактивная доска также позволяет организовать
контроль знаний у учащихся. Текст заданий можно готовить не в форме раздаточного
печатного материала, а в виде изображения, презентации, в которой можно еще и
указать критерии оценивания. Это позволяет сэкономить время при подготовке к
уроку, обеспечить наглядность при проведении проверочной работы, которую можно
выполнить в форме презентации (варианты заданий), текстового документа
(например, решение задач по теме «Информация»), документа Notebook (решение
кроссвордов, заполнение пропусков и т.д.), а также обеспечить взаимопроверку
работ между учащимися. Работа с интерактивной доской используется и в рамках
проектной деятельности на уроках. Во время прохождения
информационно-тематического блока учащийся может во внеурочное время
приготовить электронные доклад, презентацию на выбранную тему, а на уроке
представить свою работу, которая затем обсуждается и оценивается. В процессе
активного применения интерактивной доски на уроке информатики хочется отметить
следующие
результаты: повышение мотивации и интереса у учащихся к обучению; активизацию и
повышение их познавательной, коллективной мыслительной деятельности; повышение
качества результатов деятельности; рассмотрение возможностей демонстрации
различных видов информации: текстовой, графической, видео-, аудиоинформации; эффективную
организацию контроля знаний у учащихся.
|